Вам может быть интересны также другие типы вариаторов:
Во всём разнообразии вариаторов постоянно развиваются и находят реальное применение клиноременные модели. Несмотря на сегментированный стальной ремень, они пользуются популярностью из-за компактных размеров и бесступенчатого переключения скоростей. Основным недостатком этой типовой конструкции является наличие ограничений крутящего момента из-за показателей прочности клинового ремня. Эта деталь получило такое название, потому что в сечении она имеет форму трапеции, а по сути – образует клин. При изменении диаметра шкивов он как бы вклинивается между их половинками.
Ременная передача может состоять из 250-400 клиновых элементов, обеспечивающих его подвижность при достаточной прочности.
Устройство клиноременного вариатора
Рассмотрим принципиальную схему устройства от Audi:
- Маховик с демпфирующим устройством гироскопического момента. Она позволяет избежать разрушительных колебаний, передающихся от вала механизмам.
- Фрикцион заднего хода. Устройство позволяет менять направление вращения шестерён, в результате чего включается задний ход.
- Промежуточная передача, обеспечивающая правильное распределение крутящего момента от двигателя между ведущими частями коробки.
- Часть, которая и называется вариатором в классическом понимании. Это составные раздвижные шкивы, обеспечивающие смену диаметра прямо на ходу. Изменение диаметров ведущего и ведомого шкивов и обеспечивает смену передаточного отношения.
- Электронный блок управления, регулирующий обороты двигателя, изменение крутящего момента и передаточных диаметров.
- Гидроблок управления. Он нагнетает поток для орошения охлаждающей смазывающей жидкостью АТФ рабочих поверхностей вариатора.
- Фрикцион переднего хода. При его подключении автомобиль осуществляет движение вперёд.
- Планетарный механизм. Классический вариант с двумя рядами сателлитов. Именно такое устройство позволяет включать режим реверса.
Область применения
Сейчас клиноременные вариаторы широко применяются на легковых автомобилях, скутерах и мотоциклах. Водители часто жалуются на отсутствие динамики. Это ложное ощущение появляется из-за того, что вариатор, управляемый компьютером, может увеличивать скорость до определенного показателя не при помощи повышения частоты вращения двигателя, а посредством выбора оптимального передаточного отношения. Большинство коробок являются запатентованными изделиями от ведущих автомобильных производителей. Например, Multitronic от Audi и Hyper CVT от Nissan.