Тороидальный вариатор

Вам может быть интересны также другие типы вариаторов:

В далеком 1878 году, задолго до изобретения ременного вариатора, в качестве игрушки, был изобретён тороидальный вариатор английским изобретателем Ч. Хантом. С тех пор о нём забыли до 1930-хх годов. Схема впервые была использована на практике забытым автомобильным брендом Austin. Его неоднократно пытались совершенствовать, но материалы не позволяли создать ролики подходящей прочности. Возвращение тороидальной коробки произошло благодаря японской компании Jatco в сотрудничестве с концерном Nissan в 1999 году. Тогда плодом их труда стала легендарная машина модели Skyline. Своё название устройство получило из-за поверхностей, напоминающих середину тора, которые образует пара шкивов.

Работа осуществляется за счёт пары роликов, касающихся разных диаметров ведущего и ведомого шкивов, имеющих форму полутора. В итоге передаточное отношение изменяется.

Основные особенности тороидного вариатора

Он имеет ряд отличительных свойств:

  • Для этого вида коробок нельзя применять обычное масло. Сложная субстанция на огромных скоростях вращения превращается в пленку, способствующую увеличению фрикционных взаимодействий.
  • Материал роликов – дорогостоящая углеродистая сталь. В точке прижима к тороидной поверхности возникает усилие до 10000 кг.
  • Этот тип коробок очень дорогой в обслуживании, но он позволяет при компактных размерах выжать максимум крутящего момента.

Где применяются такие вариаторы

Одним из самых знаменитых применений является передача усилия с турбины двигателя на электрогенератор в английском истребителе вертикального взлёта Hurrier. Огромная стоимость изготовления позволяет устанавливать его только на самые дорогие элитные автомобили. Конструктора часто называют его излишеством и желанием изобретателей выделиться на общем фоне. КПД этой коробки не настолько велик, чтобы можно было платить за присутствие 2-5% крутящего момента. Поэтому их использование является вопросом финансовых возможностей и целесообразности. В России этот вид трансмиссии является наименее изученным в силу его недоступности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

rom theme option -->